Архив блога

понедельник, 4 июня 2012 г.

Дитя Джеймса


Человеческая женщина вынашивает свое дитя всего 9 месяцев. За это время плод растет и развивается, питается ее соками.  Затем мать еще лет двадцать занимается его воспитанием, образованием, окружает заботой и лаской, дает самое лучшее, что может взять из мира, и то, не факт, что ее ребенок станет всемирно известным и привнесет свою лепту в историю развития человечества.
   Однако, все иначе в мире кино. Знаменитому голливудскому режиссеру Джеймсу Камерону потребовалось целых двенадцать лет на то, чтобы подарить миру своего «звездного мальчика», свое драгоценное детище – фильм «Аватар».
   Все быстро меняется. Прогресс выдавливает новые технологии, убивая старые. Пару столетий – и разрезающие синеву стальные птицы с телевизорами уже никого не удивляют. Создатель «Аватара» находился в ожидание  столько лет, пока технические возможности  не догнали  полёт его фантазии. Кэмерон взял за правило делать человечеству подарки в виде незабываемых кинематографических шедевров: Титаника, Терминатора, Чужих. Этот ряд, несомненно, дополняет «Аватар». Великие люди становятся таковыми, потому что имеют чутьё, которое позволяет им вовремя занять позиции, которые в скором времени станут востребованными.
Однако кое-что в этом шедевре меня смущает.
  Лично мне непонятно, когда, зачем, как, почему возникла эта тенденция — обрезание веры в человека и низведение мечты о нем же то ли к роботам, то ли к клонам, то ли к инопланетянам. Может, нас  так уже утопили в комфорте и легком потреблении, непрерывно поглаживая, похваливая, облизывая вездесущей рекламой, что от кино нам хочется совсем другого. Упиться собственными пороками, например. Побаловать совесть прикосновениями роскошно нарисованной правды, пощекотать нервы справедливостью, не злой, а так — грозящей пальчиком: ай-ай-ай, какой ты нехороший. Любишь деньги, возомнил о себе, что ты «все начала и концы». Природу гробишь. Неужели вера в человека осталась в ХХ веке, умерла вместе с  ним?
  За рай с хвостатенькими, напоминающий чудесами дно океана, Камерону плюс пятьсот к уважению. Но разве этот рай — выход и вывод? Мы, если верить «Аватару», сволочи, погрязшие во зле. Одномерные, примитивные, гадкие, отвратительные сами по себе и в совокупности тоже, или, в лучшем случае, ходящие во сне, глупые и бестолковые существа. И что с этим делать? В «Титанике», у утонувших было больше надежды. Природными нам точно не стать. Доказательство простое: просмотр «Аватара» в 3 D формате впечатлит нас в разы сильнее, чем выезд на природу и общение с мотыльком или речкой; даст больше ощущений, сверх эмоций, эйфории и праздника. На деревья нам не вернуться. Рай не завоевать и не заслужить. В хороших и добрых инопланетян не превратиться.
   Герой умер, человек умер, вера в него умерла. А в синего инопланетянина верить упорно не хочется. В его изукрашенный и светящийся образ, в его гибкое синее тело, лишенное изъянов (а не немощное и болезненное), в его ум, исполненный чистых помыслов, в его доброту, постоянство, в его природность, братолюбие и единство со всем окружающим.
     В чем же причина величайшего кассового успеха?  А причина здесь одна — наш герой оказался в нужном месте и в нужное время. Здесь реализовано сразу несколько известных идей, а при обилии событий, красок и всецелой грамотности, да еще и подкрепленный новой технологией 3D, этот фильм стал для зрителей глотком свежего воздуха. Чем-то, чего подсознательно ждали, но представить себе не могли. Везение, понимаете? Адская смесь сделала свое дело, но стоит хоть чуточку приглядеться и начать сравнивать картину с другими ей подобными, и начнешь «успокаиваться». Прежде всего, здесь нет ни одной новой идеи. Повторить стоит — ни одной! Если нужны примеры, то вот парочка. Герой попадает на другую планету к потенциальным врагам — племени гуманоидов. Но вместо того, чтобы поступить по приказу, он поступает по совести, осознавая всю сущность ситуации и просто, будучи человеком высокой морали. Этот «принцип» мы видели и в фильмах про индейцев, и в научно-фантастической ленте Вольфганга Петерсона «Враг Мой». Далее, идея переселения разума из тела в другую оболочку (или в другое тело) знакома по «Матрице». Там герои подключали свой мозг к компьютеру для входа в виртуальную реальность. Здесь разум перемещается в искусственно созданный гибрид человека и гуманоида, но принцип тот же. Атмосфера и динамика событий сильно напоминает боевик того же  Камерона «Чужие». Хотя, Кэмерон, скорее всего, руководствовался идеей, что все новое – хорошо забытое старое. Кроме того, проблема окружающей среды все еще проблема. И пока она не исчезнет, фильмы будут сниматься, и иметь успех. Просто любая информация лучше усваивается при постоянном повторении. Не губите сою планету. Не губите чужие планеты. Просто не губите ничьи планеты.
    Фильм процентов на семьдесят  нереален. Искусственно созданный мир, нарисованные персонажи. Кино почти мультик. Почти, потому что оставшиеся тридцать процентов возвращают нас к жизни. Играют живые люди, на экране живые эмоции. Наверное, именно эта формула не изменится со временем. Конечно, не пользоваться достижениями техники – глупо. Если можно сделать невозможное – надо это делать.  Наверное, фильм будущего – это всё-таки сказка. Ведь нам всегда хотелось быть немножко суперменами или принцессами. Чтобы это оставались мы, но с супер сильными и супер красивыми. Чтобы врага – одной левой, чтобы принцев влюблять в себя – одним только взмахом ресниц. Но хочется искренне верить, что от этих сверх способностей мы не перестанем оставаться самими собой.
   Смешно получается, наука движется семимильными шагами, технологии - в массы, а люди всё ещё верят в сказки и убегают от реальности в мир грёз.




Комментариев нет:

Отправить комментарий